Понеділок, 06.01.2025, 05:14 | Головна | Реєстрація | Вхід |
|
Головна » 2009 » Жовтень » 27 » Тест Карла Данкера
|
На рисунке — знаменитый тест, придуманный Карлом Данкером в 1935–ом
году для экспериментов в области продуктивного мышления. Имеются:
свеча, коробка спичек и коробка кнопок, требуется закрепить свечу на
стене так, чтобы воск не капал на пол или на стену. Тест простой,
решить задачу могут все, это лишь вопрос времени, либо творческого
подхода.
Некоторые
начинают с попытки прикрепить свечу к стене кнопками. Не получается.
Другие … вижу-вижу, мне тут с места кто-то знаками показывает… Другие
считают, что лучше всего зажечь свечу, расплавить кончик и приклеить её
к стене. Идея грандиозная, но… не получается. В конечном итоге, минут
эдак через 5-10, большинство участников находят решение: нужно высыпать
кнопки из коробки, закрепить коробку на стене кнопками и поставить в
неё свечу. Ключевой момент – преодоление т.н. функциональной фиксации:
вы смотрите на коробку и видите лишь вместилище для кнопок. Но ведь она
может иметь иную функцию, например, стать платформой для свечи. Вот она
– «загадка свечи». На основе этого теста ученый Сэм Глаксберг провёл
эксперимент на тему силы стимулов. Набрав две группы добровольцев
Глаксберг изложил им условия эксперимента так: «Я засекаю время, чтобы
узнать, как быстро вы можете решить задачу?» Одной группе при этом он
сказал: «Ваше время решения будет служить нормой, которая покажет
сколько в среднем требуется типичному участнику для решения такой
задачи». Второй группе он предложил вознаграждение, сказав: «Каждый,
чье время будет среди лучших 25% результатов, получит 5 долларов. А
самый лучший результат дня вознаграждается 20-ю долларами.» Вопрос:
Насколько быстрее вторая группа решила задачу? Ответ: В среднем, им
понадобилось на три с половиной минуты больше. Повторюсь: больше, на
3,5 минуты. Но ведь так не должно быть! Я верю в свободный рынок и так
он работать не должен, правда? Чтобы люди проявили себя лучше, их надо
вознаграждать, разве нет? Премии, комиссионные, всё что угодно, дай им
только стимул. Так работает бизнес. Но здесь что-то не срабатывает.
Налицо стимул, рассчитанный на обострение мысли и ускорение творчества,
но действует он прямо противоположно: притупляет мысль, мешает
творчеству. И что самое интересное: этот эксперимент – не какое-то
там отклонение от норм, он повторялся много-много раз в течение почти
40 лет. Условные стимулы, «если сделаешь вот так, то получишь вот это»,
работают при определённых условиях, для многих видов работ, они либо не
срабатывают, либо же, зачастую, просто вредят. Это открытие – одно из
самых обоснованных в социальной науке. А также – одно из самых
игнорируемых капитализмом. Сэм Глаксберг проделал вариант того же
эксперимента, в котором он преподнёс ту же задачку по-другому: кнопки
были заранее извлечены из коробки. «Прикрепите свечу к стене, чтобы
воск не капал на стол.» Те же условия. Одним: «мы вас замеряем для
нормы», другим: «мы вам даем стимулы». Что же получилось на это раз? На
этот раз мотивированная группа заткнула другую группу за пояс. Почему?
Да потому, что, когда кнопки вне коробочки, задачка довольно легкая, не
так ли? Стимул «если…то….» очень хорошо воздействует в тех заданиях,
где правила просты и направление работы очевидно. Награда, в силу своей
природы, сужает наш фокус, концентрирует мозг, вот отчего она
действенна во многих случаях. А потому, для такого рода заданий, когда
узкое фокусирование на конкретной цели ведёт нас прямо к ней,
вознаграждение срабатывает очень хорошо. Но решению настоящей «загадки
свечи» такой взгляд не способствует. Решение не очевидно, оно за
границей поля зрения. И нужно осмотреться вокруг, а не сужать наше поле
зрения мотивацией на награду. http://bydyry.livejournal.com/96389.html?style=mine&mode=reply
|
Переглядів: 808 |
Додав: dehto1
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
| |